Черкесский календарь. Сентябрь

Среда, 10 сентября 2014 г.

Черкесский календарь. Сентябрь

«1оныгъу» в переводе с адыгского - «Пора молотьбы». Другое название «Бжыхьап» - Начало осени (Ш. Ногмов).

В сентябре убирают обычно просо и кукурузу. В данном случае, думается, что название месяца связано с уборкой именно проса, ибо эта культура является самой древней и самой распространенной зерновой культурой у адыгов. Ученый А.Корнилов утверждает, что она попала в Европу из Китая – ее родины, через Черноморское побережье Кавказа, т.е. территорию, населенную издревле предками адыгов.

 

О том, что просо является с древних времен основным источником жизни, говорят факты из языка и устного народного творчества адыгов. Например, название кукурузы, получившей в последние века широкое распространение среди адыгов, образовано от слова «фы» - просо, нарт + фы – нартыф – натрыф – богатырское (крупное просо); объединенное название всех зерновых «фышъхьэ» - тоже образовано от слова просо: фы + шъхьэ – просо + голова (колос). Адыги говорят: «Не ел ни зернышка проса», - вместо: «Не ел ничего». В одном из вариантов обрядовой песни вызова дождя главная тревога людей состоит в том, что зерна проса мелки от того, что дождя долго не было.

 

ПЕСНЯ ПОГОНЩИКА ВОЛОВ ПРИ МОЛОТЬБЕ

 

Молотить на гумне (волов) запрягают,

Лучший вол остался, ревет, ей!

 

Пора твоих работ на гумне близка,

Первый твой выход – сто мер, ей!

 

Первый твой вымолот – сто мер,

Восемьсот возов хлеба намолотишь, ей!

 

Твоя мать – (стада) коров вожак,

Твой отец возы заставшие вытягивает, ей!

 

 

ПЕСНЯ ОЧИСТКИ ПОЧАТКОВ КУКУРУЗЫ

 

Золотисто – шелковая, золотисто – шелковая (кукуруза)!

(Уорой), шелк, шелковый дом, (ро)!

Золотисто – шелковую (кукурузу) славим!

(Уорой), шелк, шелковый дом, (ро)!

Тот, кто с нами был, пусть (дальше) поет!

(Уорой), шелк, шелковый дом, (ро)!

 

Заслуживает внимания, что наряду с общенародными празднествами, как пишет С.Мафедзов, «адыги устраивали и семейные торжества. Одним из них был известный у кабардинцев «Гъубджэдэх» (Снимание серпа). Вернувшиеся с уборки проса мужчины вешали на шею хозяйки дома один из серпов. Она снимала его только после того, как организовывала семейное торжество в ознаменование окончания жатвы. Впоследствии обряд совершали после вывоза проса (гъасэ) с поля и его молотьбы».

 

Другой семейный обряд, связанный с уборкой урожая, о котором пишет тот же автор: «Хамэ 1умыф – Хамэ 1умыхуэ» (чужой + не отведать). Суть его состояла в том, что пищу из нового урожая должны были в первую очередь отведать ближайшие родственники. По этому поводу писал Ш.Ногмов: «Хозяин не мог располагать сжатым и убранным хлебом до совершения установленной для этого случая молитвы. По совершении же ее, из нового хлеба приготовлялся обед, на который созывались ближайшие родственники. После этого пира, называемого «хамэ 1умыф», можно было продавать, отдавать в ссуду или раздавать милостыню из нового хлеба».

 

ПОСЛОВИЦЫ

 

- Тхагаледж (Бог Изобилия) то поселяется в сапетку, то покидает ее.

- Лучше пустое поле, чем пустая сапетка.

- В пору уборки урожая не бывает голода.

- Осенний дым сладок.

- Осенний день всю зиму кормит.

 

 

В ЭТОМ МЕСЯЦЕ

 

- 21-го числа 1837 года Н.Н. Раевский назначается начальником первого отделения Черноморской береговой линий, предложивший и отстаивавший все годы службы программу, в основе которой лежал отказ от применения силы на Северо-Западном Кавказе. Не найдя поддержки, вскоре ушел в отставку. И по этому поводу писал: «…Я здесь первый и один по сие время восстал против пагубных военных действий на Кавказе, и от этого вынужден покинуть край»;

 

- 18-го числа 1861 года царь Александр II в окрестностях Майкопа в укреплении Хамкеты  (ХъымкIэтIэй) принял черкесскую депутацию, вручившую ему меморандум «Союза черкесских племен».  В котором содержались просьбы о прекращении захвата тех мест, где родились и жили их отцы и деды. Все условия, выдвинутые адыгами на признание русской власти, были отклонены. Послам было указано:

«Я даю месячный срок – абадзехи должны решить: желают ли они переселиться на Кубань … или же пусть переселяются в Турцию».Горцы отвергли несправедливые и жестокие требования;

 

- 24-го числа 1901 года в а. Хатажукай родился адыгейский поэт А. Хатков. Умер в 1937 году;

- 25-го числа 1915 года в а.Хатукай родился народный писатель Адыгей А. Евтых;

- 1-го числа 1921 года образовалась  Кабардинская автономная область, с 22 января 1922 года – Кабардино-Балкарская автономная область, с 1936 года Кабардино-Балкарская АССР, с 1991 года - Кабардино-Балкарская Республика;

- 4-го числа 1923 года состоялся III съезд причерноморских шапсугов, который   провозгласил Шапсугскую ССР;

- 1-го числа 1936 года в Государственном институте театрального искусства им. А. В. Луначарского открывается первая Адыгейская театральная студия;

- 23-26 числа 1996 года Дни культуры Республики Адыгея проходят в Москве.

 

 

Автор: Газий Чемсо.

Иллюстрация: Абдулах Берсиров. Серия "Адыгский календарь". Бог плодородия Тхагалыдж (Тхьагъэлыдж и1ан)

Фонд черкесской культуры «Адыги» им. Ю.Х. Калмыкова

 



сегодня
29 апреля 2024 года
 
В этот день
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ТАНЦА
1964 г. – на сцене Кабардинского госдрамтеатра поставлен первый балет «Лялюца».
Родился
1810 г. – Григорий Гагарин, рус. художник, князь, генерал-майор.
Все новости
Набор в школу/ансамбль кавказского танца…
Дорогие друзья! До концерта "Выпусник…
Дорогие друзья! Рады сообщить вам,…
Дорогие участники второго стипендиального конкурса…
Афиша
- Крупный дождь долго не идёт
Вход для зарегистрированных пользователей
Забыли пароль?
вход
Регистрация