МУРАТ КАБАРДОКОВ. СВЯЗНОЙ КУЛЬТУР

Пятница, 24 января 2014 г.
Просмотров: 25202
Подписаться на комментарии по RSS


МУРАТ КАБАРДОКОВ. СВЯЗНОЙ КУЛЬТУР














"Я не разделяю в себе национальную особенность и мировую культуру. Для меня опора на культуру своего народа крайне важна, при этом русская культура для моего мировоззрения –  вторая мать", – говорит Мурат Кабардоков. Творческий почерк пианиста и композитора – в симбиозе русской, адыгской и европейской музыки. Маэстро Кабардоков – настоящий связной культур и хочет подарить черкесскую культуру Европе.

 

Симфония Кавказа

 

Практически все концерты, которые дает Мурат Кабардоков в Кабардино-Балкарии – бесплатные. Это принцип:  он хочет приобщить людей к классике, ведь свободный вход, как считает композитор и пианист,  своего рода стимул послушать хорошую музыку. На концертах Мурат знакомит земляков с музыкой разных жанров, времен и стилей, представляет молодых исполнителей родом из Кабардино-Балкарии, чтобы в республике было больше известных музыкантов-профессионалов, ведь это разом повышает культуру.

 

МУРАТ КАБАРДОКОВ. СВЯЗНОЙ КУЛЬТУР

 

Профессиональных композиторов в Кабардино-Балкарии немного. И Кабардоков чувствует ответственность перед родной культурой – хочет сохранить для потомков записи черкесских музыкантов. Именно для этого, а еще для связи культур придуман масштабный проект "Симфония Кавказа".

 

Мурат Кабардоков вместе с радиожурналистом Марианной Теуважуковой, главным редактором русского вещания государственного радио Кабардино-Балкарии, тщательно подобрали музыкальные произведения, объединенные кавказской темой.

 

МУРАТ КАБАРДОКОВ. СВЯЗНОЙ КУЛЬТУР

МУРАТ КАБАРДОКОВ. СВЯЗНОЙ КУЛЬТУР

Обложка альбома «Симфония Кавказа» (1). Международный симфонический оркестр Капеллы «Таврическая», записавший все новые композиции масштабного альбома из 5 дисков (2).

 

Музыку русских и советских, адыгских и балкарских композиторов, бережно отреставрированные и оцифрованные записи прошлых лет и новые записи в исполнении симфонического оркестра Капеллы "Таврическая" собрали в альбом из пяти дисков.

 

Он получился настолько серьезным и впечатляющим, что был номинирован на Государственную премию РФ в области литературы и искусства за 2012 год.

 

"Этот альбом должен быть в каждой школе,  – считает Мурат Кабардоков  – его нужно изучать на уроках музыки. Очень важно знать имена и работы тех, кто оставил сокровища нашей родной музыки – Джабраила Хаупа, Хасана Карданова, важно знать, например, что Карданов написал наш национальный гимн. Именно так воспитывается патриотизм".


 

Счастливое совпадение таланта и желаний

 

Откуда возник его собственный интерес к музыке? Ответить на это вопрос определенно Мурат Кабардоков не может: "Природа определила мои способности, и, к счастью, в сознательном возрасте они совпали с моими желаниями. Процесс был для меня естественным, хотя выбор профессии и противоречил представлениям окружающих о том, кем мне быть".

 

Но окружение как раз и повлияло: родители Мурата – отличные музыканты. Его мама – виолончелистка и работает в оркестре Государственной филармонии Кабардино-Балкарской республики.

 

"Она и привела в музыкальную школу, чтобы не шатался по улице слишком много времени, – говорит Кабардоков . – А так как я был послушным, то ходил исправно. Но мне действительно нравилось учиться. И, как рассказывают, музыку любил с самого детства. Этого не помню. Так же говорят, что в три года я доставал именно ту пластинку Deep Purple, которую хотел,  с песней Highway star ставил ее и пел. Для меня это звучит неправдоподобно".

 

МУРАТ КАБАРДОКОВ. СВЯЗНОЙ КУЛЬТУР

Однако это не миф – музыка увлекла Мурата, и мир звуков сделался его вселенной. Еще подростком он стал в этом космосе звездочкой: в 2000 году завоевал Гран-при II конкурса юных концертмейстеров Юга России, годом позже стал дипломантом конкурса пианистов «Музыкальная весна-2001», в Нальчике его удостоили приза «Надежда».

 

Фортепиано и композиция не конкурировали в его планах, а мирно ужились: Северо-Кавказский  государственный институт искусств Мурат Кабардоков окончил по классу фортепиано и по классу композиции.

 

Достижений студенческих лет тоже хватает: 2006-й год принес ему III премию III Международного конкурса вокально-фортепианных дуэтов «Три века классического романса» в Санкт-Петербурге и стипендию общероссийского конкурса «Молодые дарования России», 2007-й - снова стипендию этого конкурса и диплом в номинации «композитор-исполнитель» II международного конкурса «Современное искусство и образование» в Москве. 

 

А первое место в номинации «Классическая музыка» II международного конкурса композиторов имени Аслана Даурова в 2010 году в Нальчике получил уже краснодипломник-выпускник СКГИИ и аспирант Санкт-Петербургской Государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова.

 

 

 

Адыг и человек мира

 

Почему Кабардоков выбрал Санкт-Петербург? Этот вопрос Мурата даже слегка удивляет. Ведь по улицам этого города ходили Пушкин и Чайковский, Достоевский и Шостакович. И Шора Ногмов, адыгский просветитель, кстати.

 

В Петербурге Кабардоков заряжается гениальной сущностью этого города, здесь он пишет музыку, работает концертмейстером, имеет возможность показывать свои труды и выбирать исполнителей своих произведений, тут он общается с живыми классиками Сергеем Слонимским, Геннадием Банщиковым.

 

Но вбирая в себя русское культурное наследие, Кабардоков одновременно дарит северной столице свои родные мотивы, щедро делится черкесской культурой, на которой он вырос, которую впитал.

 

"В той или иной степени почти во всех моих сочинениях можно услышать влияние черкесской культуры –  мелодика, лады, ритмы, характер музыки. Естественно, литература имеет значение: эпос "Нарты", научные книги. Роман Баграта Шинкубы "Последний из ушедших" как будто открыл мне историческую память, если она существует,"  – отвечает Мурат на вопрос, как повлияла на него черкесская музыка, литература, искусство.  – "Очень важно владеть своим языком, в нем столько заложено из прошлого. Я чувствую, не просто прочитал об этом, а чувствую, что это тот язык, на котором говорили тысячи лет назад. Не могу, к сожалению, сказать, что я владею адыгским, тем более, всеми диалектами,  в равной мере с русским: большая часть взаимодействия, особенно культурного, происходит на русском, а носителей адыгского в той степени, в которой я могу сказать: "Как он красиво говорит на родном языке!" - несколько человек и они все в Нальчике". 

 

МУРАТ КАБАРДОКОВ. СВЯЗНОЙ КУЛЬТУР  

Мурат Кабардоков на творческой встрече Александра Князева. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.

 

"Насколько я адыг, а насколько человек мира?" – задумывается Кабардоков. – Знаете, у адыгов есть две похожие поговорки "адыгагъэр- ар цIыхугъэщ", "адыгагъэ зиIэм цIыхугъэ иIэщ". Возможно я не очень точно цитирую, но  перевод первой поговорки "адыгство – это человечность", а второй: "у кого есть адыгство – у того есть человечность". И мне нравится самоидентификация народа именно в таком качестве. И я не разделяю в себе национальную особенность и мировую культуру. Кстати, "адыгэ хабзэ" – неписанный свод правил поведения в обществе – и европейский этикет очень схожи. И просто для примера вспомним великих русских композиторов, чья музыка стала достоянием всего мира и более того, двигателем культурного прогресса –  Чайковский, Мусоргский, Прокофьев, Шостакович, Стравинский и другие".


 

Черкесские мотивы – в Европу

 

Мурат Кабардоков и сам желает стать таким двигателем – для черкесской музыки, для адыгского искусства. Он хочет познакомить с ними Европу, сделать модными в мире кавказские мотивы.

 

"Этому есть аналогии,  – горячо говорит Мурат, - ведь некогда  в Париже только и говорили о Дягилевских "Русских сезонах", а танцевальное шоу "Риверданс" сделало ирландскую музыку достоянием всего мира".

А Нальчик, по словам Кабардокова, может стать культурным центром юга России.

 

МУРАТ КАБАРДОКОВ. СВЯЗНОЙ КУЛЬТУР

 Гаянэ Бабаджанян, Мурат Кабардоков и Евгений Коган исполняют Танго «Ревность» на стихи Сергея Князева. За роялем - автор музыки Мурат Кабардоков.

 

Он любит рок и джаз, не разделяет жанров на высокие и низкие, среди его работ музыка кино и театральная музыка,  песни для эстрады, романсы, «Ночь. Сюита для трепетного голоса и фортепиано» на стихи Гарсиа Лорки и цикл пьес по картинам Руслана Цримова, «Адыгские мелодии», Концерт для фортепиано, симфоническая поэмы «Лилит», «Мстислав и Ридада» и Концерт для арфы с оркестром (Черкесский).

 

Сонату для виолончели и фортепиано он посвятил маме. А лучшее и любимое детище Кабардоков  еще не написал – ведь самому молодому народному артисту Кабардино-Балкарии всего 27.

 

Автор текста: Ольга Дерико.

Фото: Александр Цымбалов, а также со страницы Мурата Кабардокова в Фейсбуке.

© Фонд черкесской культуры "Адыги" им. Ю.Х. Калмыкова



сегодня
28 марта 2024 года
 
В этот день
ДЕНЬ ВОЗРОЖДЕНИЯ БАЛКАРСКОГО НАРОДА
1776 г. – в Москве основан Большой театр.
1957 г. – восстановление автономии балкарского народа.
Родились:
1940 г. – Мусса Психомахов, черк. поэт, публицист, гос. деятель.
1954 г. – Мухамед Карданов, кабард. журналист, засл. работник культуры РФ.
Все новости
Набор в школу/ансамбль кавказского танца…
Дорогие друзья! До концерта "Выпусник…
Дорогие друзья! Рады сообщить вам,…
Дорогие участники второго стипендиального конкурса…
Афиша
- Неназначенный срок далёк, назначенный наступит
Вход для зарегистрированных пользователей
Забыли пароль?
вход
Регистрация