Благороднейший облик и красота

Четверг, 27 февраля 2014 г.
Просмотров: 34064
Подписаться на комментарии по RSS


БЛАГОРОДНЕЙШИЙ ОБЛИК И КРАСОТА  










"Кавказские горцы в физиологическом отношении принадлежат к прекраснейшей из пород белого или так называемого кавказского поколения. Но из всех горских народов, черкесы отличаются самым благороднейшим обликом лица и физическою красотою". Хочется читать дальше, и правильно: "Этнографический очерк черкесского народа" – великолепный источник знаний о черкесах. 

 

"Я решился сделать очерк закубанского черкесского общества в настоящее время его переходного состояния. Из этого очерка можно видеть, сколько древних обычаев и старых постановлений падает и выходит из обыкновения…". Автор этих строк Карл Федорович Сталь вовсе не был этнографом или литератором.

 

Барон Сталь – профессиональный военный: в 1842 году он окончил Императорскую военную академию и с 1844 года служил на Кавказской линии. Любознательный и приметливый барон три года собирал материалы для очерка и закончил его в 1849 году. В 1852 году – продолжая служить на Кавказе – Карл Федорович знакомится с прапорщиком Омаром Хатхошевичем Берсеевым и переводчик-абадзех помог исследователю-любителю исправить и дополнить труд.

 

Тогда, в середине позапрошлого века, очерк не напечатали. Рукопись барона Сталя хранилась в штабе Кавказского военного округа, и служила источником сведений для многих авторов, пишущих о Кавказе. Очерк увидел свет почти через полвека: в 1900 году его напечатали в 21-м томе «Кавказского сборника».

 

Вот тогда все интересующиеся и ознакомились с информацией о  происхождении адыгов, их расселении, нравах и обычаях, религиозных верованиях, положении женщины, фольклоре, военном деле, сословиях и общественном строе, судопроизводстве и  так далее.  Читаем.

 

БЛАГОРОДНЕЙШИЙ ОБЛИК И КРАСОТА

 

Черкесы или адыге живут к западу от осетин. Народ этот занимает на северном склоне Кавказа, самую наибольшую его часть. Малая Кабарда, большая половина кабардинской плоскости между реками Череком и Малкой, подгорные пространства между pеками. Тебердою, Кубанью, Лабою, Белою (Шаугуаши), левый берег нижней Кубани, наконец Восточный берег Черного моря, от впадения Кубани в Черное мoрe до реки Бзыба, занят черкесским народом, разделенным на небольшие общества, частью покорные, частью враждебные.

 

По преданиям туземным, кабардинцы и бесленеевцы… считаются древнейшими черкесскими народами, поселившимися на северной покатости Кавказа. По преданиям залабинских черкес, бесленеевцы и кабардинцы жили по подгорью между реками Белою, Лабою и Урупом и постепенно были потесняемы к востоку народами черкесскими, выселявшимися через горные перевалы с восточного берега Черного моря. Трудно объяснить происхождение слова черкес, принятого как общее наименование черкесского народа.

 

После кабардинцев и бесленеевцев, по преданиям, выселились с прибрежья Черного моря темиргоевцы и гатукаевцы и, потеснив бесленеевцев, поселились в горах, где живут ныне абадзехи. После темиргоевцев перевалились через хребет и заняли подгорие по нижней Кубани шапсуги, бжедухи и натхокуадж, после них махошевцы. Cии последние, потеснив темиргоевцев на плоскость, поселились на реке Белой, в майкопском ущельи.

 

Махошевцев вытеснили на pеки Псефир и Фарз абадзехи фамилии Бешуко и заняли их место в урочище Майкоп. Затем появились на северной покатости гор, между pеками Белой и Псекупсом, егерукаевцы, и, в свою очередь, из гор были потеснены на плоскость абадзехами едиковскими, Джангет-хабль и Даур-хабль. Наконец последними по времени переселенцами считаются абазинцы, постепенно переходившие из Абхазии в течении столетий через горные перевалы, на пространстве между pеками Тебердой и Белою. Постепенное выселение абазы из Абхазии продолжается и доныне. Так рассказывают черкесы про свое постепенное расселение с прибрежья Черного моря.

 

БЛАГОРОДНЕЙШИЙ ОБЛИК И КРАСОТА


<<< Атака черкесов, неизв. художник


Трудно проверить истину этого предания, можно сказать только, что эти все адыгские народы в физиологическом отношении принадлежат одному племени, имеют один общий язык. Везде вы встречаете одно и тоже очертание лица, сложение черепа, ту же телесную красоту, силу и умственные способности.

 

Родоначальником черкесских князей считается Инал-кес. Откуда взялся этот Инал, предание говорит неясно. Черкесы считают Инала происходящим от аравийских эмиров. У Инала, первого черкесского князя, по преданиям было четыре сына: Темрюко, Беслан, Заноко и Капарт. Инал властвовал над черкесами нераздельно и при жизни раздал сыновьям в управление народы, которые от имен этих сыновей получили свои названия. Темиргоевцы получили название от Темрюка, бесленеевцы от Беслана, кабардинцы от Капарта, одни только шапсуги не взяли названия от управлявшего ими Заноко, четвертого сына Инала. Сам же Инал жил среди темиргоевцев. Темрюко, управлявший сими последними, быле человек честолюбивый и "железного сердца". Не довольствуясь уделом, он пожелал быть князем над всеми черкесcкими владениями, чего и достиг, лишив власти отца своего Инала.

 

Но братья не признали власти Темрюка и сделавшись сами самостоятельными, поочереди пропитывали престарелого и изгнанного отца. Инал смирился перед судьбою; не искал получить утраченную власть, но потребовал от сыновей своих, чтобы они всегда признавали князей темиргоевских старшими, в память того, что он, властвуя над черкесами, имел пребывание у темиргоевцев. Таким образом, все князья черкесские считаются происходящими от одного предка.

 

Черкесы, как и прочие горские племена, народ земледельческий. Земледелие, скотоводство и пчеловодство суть главные занятия черкеса. Все это в первобытном, младенческом состоянии; понятие о праве собственности хотя и существует и в народе, но оно имеет особенный характер от быта горского, в котором все подчинено одной мысли развить в народе отвагу и воинственность. Черкес готов жизнь отдать за свою собственность, но к чужой собственности не имеет никакого уважения…

 

Когда черкес ранен, то в сакле его к потолку привешивается железная полоса и каждый, посещающий раненого, должен ударить молотком в эту полосу — этим средством отклоняются злые духи, заклинается бог войны и унимает жар в ране черкеса. Каждая речка имеет свою богиню (гуаше). Абадзехи клянутся богом Тлебш и богом Ахыхн; значение последнего бога и его атрибутов сами абадзехи не знают.

 

Язык. На всем пространстве от Малой Кабарды до Черного моря господствует язык черкесский (адыге). Он разделяется на три наречия, удобопонятный один для другого: 1) кабардинское, 2) бесленеевское и 3) общее адыгское. У убыхов в простонародьи есть еще свой язык, но он день ото дня исчезает. Абазинцы и ногайцы закубанские, кроме своего языка, говорят все черкесским языком.

 

По мнению знатоков, адыгский язык очень богат, выразителен и замечателен по грамматическому устройству. Ныне абадзехский уроженец Омар Бepсеев трудится, чтобы сделать этот язык доступным для письма и издать грамматику. Арабский алфавит добавлен несколькими буквами, необходимыми, чтобы выразить звуки черкесского языка и теперь можно писать по черкесски.

 

Черкесский язык преподается в ставропольской гимназии, так что мы со временем будем иметь переводчиков из русских, что чрезвычайно важно. Ныне часто случается, что переводчик из туземцев, передавая нам по русски слова черкеса, из личных видов или вражды переиначивает смысл речи, и через что, неизбежны частые недоразумения.

 

БЛАГОРОДНЕЙШИЙ ОБЛИК И КРАСОТА

П.С.Руссель. Черкесы, 40-е годы XIX века


Обращение черкесских девушек скромно и исполнено  достоинства. Красота их известна всему свету: правильные черты лица, стройный стан, маленькие руки и ноги, в поступи и движении есть что-то монументальное, гордое, достойное. Все, которые могли присмотреться к черкесским девицам и женщинам, говорят, что между ними есть такие красавицы, при виде коих невольно останавливаешься пораженный изумлением. Девушек грамоте никогда не учат.

 

Изящные искусства. Черкесы любят поэзию и песни, импровизированные их поэтами, поются с аккомпаниментом пшина (скрипки). Уменье сочинить песню глубоко уважается. Знаменитейшие наездники не пренебрегают рифмой и пшином.

 

Бегство во время боя не считается у черкес стыдом, лишь бы только партия при первой возможности оправилась и, заняв удобную позицию, опять начала драться. Зато считается постыдным, если партия застигнута врасплох, если отдала без боя добычу, если у нее отбили лошадей и если, вступив в дело, партия не вынесла из боя тел своих убитых. Сдаться военнопленным есть верх бесславия, и потому никогда не случалось, чтобы вооруженный воин отдался в плен. Потеряв лошадь, он будет драться до последней возможности и с таким ожесточением, что заставит наконец убить себя.

 

БЛАГОРОДНЕЙШИЙ ОБЛИК И КРАСОТА

Черкесская кавалерия. Гравюра О. Барнарда с рисунка Джеймса Станисласа Белла, изд. 1840 г в книге Белла «Journal of a Residence in Circassia during the Years 1837, 1838 and 1839».

 

Сословия черкесского народа. Организм черкесского общества есть чисто аристократический. Черкесы имеют своих князей (пши), равностепенное дворянство (уорк) и равностепенное сословие крестьян и невольников (пшитль). Абадзехи, шапсуги, натухайцы и некоторые малые абазинские народы не имеют князей, но дворяне и рабы существуют во всех народах.

 

Черкесские общества искони управлялись своими мирскими сходками, или собраниями народа. Круг действий этих coбpaний был сообразен с  потребностями обществ. Здесь разрешались споры о земле, вопросы о войне и мире.

 

Народные собрания ныне очень часты, и никакой важный вопрос не разрешается старшинами без народного собрания. Черкесы имеют дар слова и на собраниях говорят много речей.

 

БЛАГОРОДНЕЙШИЙ ОБЛИК И КРАСОТА

Григорий Гагарин. Совещание черкесских князей в 1839—1840 г.г.  

 

По коренному обычаю черкес, каждая община (псухо), каждое общество (хабль), каждый народ (чилле) совершенно самостоятельны, никому не подчиняются, управляют сами собою на мирской сходке, судят на народном суде по адату (обычаю), или по шариату. Общее народное собрание, за-уча или джеме, имеет более целью разрешение спорных вопросов между обществами, или принятия мер для общей безопасности, то есть все вопросы о войне и мире.

 

______________________________

 

Руслан МИХАЙЛОВ.

© Фонд черкесской культуры "Адыги" им. Ю.Х. Калмыкова



сегодня
23 октября 2018 года
 
В этот день
ДЕНЬ РАБОТНИКОВ РЕКЛАМЫ
1995 г. – Стивен Уэстеби (Англия) сделал первую операцию по имплантации сердца, работающего от миниатюрного источника тока.
Все новости
Дорогие друзья! До концерта "Выпусник…
Дорогие друзья! Рады сообщить вам,…
Дорогие участники второго стипендиального конкурса…
О творчестве, о любимых книгах,…
Афиша
- Лягушка и та говорит: "Ах, если бы речка, где я сижу, поглубже была!"
Вход для зарегистрированных пользователей
Забыли пароль?
вход
Регистрация