«Мэлылъфэгъу» с адыгского переводится как пора окота овец. По Ш.Ногмову, «Гъэтхэку» - середина весны. Адыги обставляли массовыми церемониями дни выгона стада на пастбище, возвращения на зимовку, стрижки, выпуска баранов-производителей в отару, отделения ягнят от отары и т.д.
ЕМЫЩ
Так называли языческого бога, покровителя овец, и обряд, посвященный ему. Он отмечался осенью, в пору выпуска баранов-производителей в отару.
По описанию С.Мафедзова, в этот день мужчины с ружьями и яствами выезжали на кош. Самый старший с наполненным бахсымой рогом, обращаясь к Небу, Земле и Емыщ, произносил тост:
Небо голубое,
Земля в зелени,
(Чтобы) тысяча рысцой (бежала),
(А) девятьсот резвились,
(Из) играючи – резвясь отделившись,
(Чтобы) свадьбу, веселье устроили,
Тха большой, приумнож.
После такого обращения он отпивал из рога несколько глотков и пускал его по кругу. Когда рог обходил всех присутствующих, в отару запускали баранов. В это время каждый мужчина брал свое ружье и, направив его в сторону отары, производил выстрел вверх. Молодняк, рожденный без таких предварительных выстрелов над отарой, считался безобрядовым. В период выпуска породистых кочкаров в отару их обязательно гладили по шерсти, а маток осыпали просом.
Хорошим признаком считалось, если в отаре была одноухая овца, если у ягнят одна или две конечности ног белые, если овцематка приносила тройню, и т.д. Однако как несчастье воспринималось, если кобыла жеребилась двойней.
ПЕСНЯ ПРИ РАСЧЕСЫВАНИИ ШЕРСТИ
Чесалка, владелица зовет.
С того, кто за плетнем,
Шапочка слетела.
Такой-то пусть женится!
Его сыновей
Отец и мать пусть не забывают.
Двух кончиков моих бровей,
Одного из моих глаз
Берегу сон, подружка.
Река огромная меж нами (да будет)!
Лопату возьми и отбрось (жениха), подружка.
ПОСЛОВИЦЫ
Пастуху снится пастбище.
Когда много пастухов, овец недосчитаешься.
Когда пастух плохой - и ворон уносит овец.
У пастуха жир за пазухой.
Увидишь голову ягненка – весна, увидишь стог сена – осень.
В ЭТОМ МЕСЯЦЕ
в 1662 году турецкий путешественник Эвлия Челеби пребывает в Черкесию. Он фиксирует в Тамани мечеть;
- в 1736 году царские войска с не мирными намерениями впервые прибывают в Западную Черкесию;
- 28-го числа 1883 года родился в а. Хаштук организатор автономии Адыгеи, первый председатель облисполкома Ш. У. Хакурате. Умер в 1935 году;
- 10-го числа 1897 года родился в а. Хакуринохабль крупный лингвист, внесший оромный вклад в научную разработку адыгейского языка, Д. Ашхамаф;
- 25-го числа 1913 года в а. Шаханчериехабль родился адыгейский писатель Ю. Тлюстен; - в 1918 году по инициативе и при содействий адыгейского революционера Моса Шовгенова выходит «Адыгэ букварь», составленный С. Сиюховым;
- 2-го числа 1948 года за роман «Дорога к счастью» адыгейский писатель Т. Керашев удостаивается Государственной премии СССР;
- 7-го числа по старому стилю адыги отмечали День цветов. В этот день девушки и молодые женщины ходили в поле, собирали и дарили друг другу цветы.
Автор: Газий Чемсо.
Иллюстрация: Абдулах Берсиров. Серия Адыгский календарь: Зов Емыша (Емыщ къытэджы).
© Фонд черкесской культуры "Адыги" им. Ю.Х. Калмыкова