Черкесский календарь. Май

Вторник, 20 мая 2014 г.
Просмотров: 27936
Подписаться на комментарии по RSS

Черкесский календарь. Май

«Жъоныгъуак1» в переводе на русский означает «послепахотная пора». Есть другие названия «Гъэтхак1» - конец весны (по Ш.Ногмову) и «Огъу» - засуха. В связи с последним названием сохранилась такая притча. Один князь объявил, что отдает свою золотую арбу тому, кто назовет ее цену. Желая выиграть приз, многие люди с разных концов Черкесии прибывали в хьак1эщ – кунацкую князя, но, по его мнению, никто к ответу не приближался. Так шло время. И в один момент у князя появляется дочь одной бедной вдовы. Подчиняясь условиям конкурса, пришлось и ее послушать. И каково было удивление всех, когда ее ответ, что арба стоит три дождливых дня в мае, был принят князем как верный. И, бедная несколько мгновений назад, девушка выехала с княжеского двора на золотой арбе.

 

ОБРЯД «ВОЗВРАЩЕНИЕ ПАХАРЕЙ»

(Из книги С.Мафедзова «Обряды и обрядовые игры адыгов»)

 

Значительным событием в земледельческом быту адыгов в прошлом было благополучное завершение весеннее-полевых работ и возвращение с пахоты, которое отмечалось большим весенним праздником «Вак1уэихьэж», т.е. возвращение пахарей.

Главным персонажем и атрибутами торжеств были «ажегафа» (танцующий козел), «вак1уэ бэракъ» (знамя пахарей) и «вак1уэ ихьэж къэбакъ» (кабак возвращающихся пахарей).

К всенародному торжеству возвращения пахарей готовились всем аулом.

Особенное внимание старший из пахарей обращал на изготовление «Вак1уэ ихьэж къэбакъ». «Кабак» - это мишень из длинного шеста, к верхнему концу которого приделывали две перекладины (их длина – 80-100 см) крест-накрест.  К крестовине на штырях прикрепляли фигурки. Нижний же конец шеста плотно забивался в ступицу колеса. В таком положении колесо с «кабаком» неподвижно привязывалось ко дну арбы (гулъэгъу).

На торжествах, как и в поле, знамя пахарей занимало одно из главенствующих положений. При возвращении пахарей его укрепляли на первой арбе, где сидел старший пахарь и, которая возглавляла все шествие к аулу.

Замыкала процессию арба с мишенью – «кабак», за которой следовали лучшие стрелки. К нему приставляли специального человека, в обязанности которого входило постоянное раскачивание «кабака», чтобы труднее было целиться в фигурки. Затем, кто из стрелков сбивал с «кабака» какую-нибудь фигурку, награждался в соответствии с фигуркой, которую он сбил.

На протяжении всего пути от поля до аула ажегафа развлекал, смешил и веселил народ.

Приблизившись к аулу, арба со знаменем и старшим пахарем, а также несколько других арб с плугами, сворачивали на поляну перед аулом. А арба с «кабаком», которую с всевозрастающим азартом преследуют веселящиеся и стреляющие всадники, ажэгъафэ – вооруженный деревянными саблей и кинжалом, в сопровождении нескольких порожних арб, въезжала в аул.

Остановившиеся за селением пахари разбивали площадку для игрищ, окружали ее «глубокой бороздой, проводимой плугом». Это магический круг, через него, без разрешения тамады, никто не имел права переступить. Тамада сидит в своем шалаше, над которым развевается знамя, охраняемое почетной стражей из наиболее бдительных и искусных в беге юношей, у которых нелегко вырвать его.

Обходя все дворы селения и, получив достаточно подарков в виде всевозможных кушаний, процессия во главе с Ажэгъафэ направлялась за аул к шалашу старшего пахаря. Помимо этого, хозяйки домов аула приносили свои подарки.

Праздник возвращения пахарей продолжался несколько дней. За это время расходовались «горы яств». Как и у многих других народов, у адыгов перенасыщение и обильное угощение на празднествах символизировали желание подобного же изобилия на весь предстоящий год, получения богатых урожаев с полей. Во время торжеств адыги особенно усердно угощали бедных, одиноких, убогих, незнакомых, а также случайно оказавшихся на празднестве.

Перед закрытием празднеств кто-нибудь из всадников или пеших, используя суматоху, быстро подлетал к шалашу старшего пахаря, в котором нарочно оставляли только ленивцев, и подхватывал знамя. Народ с криками: «Украли знамя!» преследовал того, кто уносил знамя.

С исчезновением знамени приходит конец беззаботной жизни и главное – обильному, сытному и бесплатному угощению.

В Адыгее и Шапсугии полотнище знамени разрывали на кусочки. Иметь лоскутик от знамени пахарей считалось полезным. Его хранили дома. В Кабарде и Черкесии из-за знамени организовывали новую игру - «Унос знамени».

По историческим данным, празднество – возвращение пахарей последний раз проводилось в сороковых годах ХХ века.

 

В ЭТОМ МЕСЯЦЕ

  

  - в 1748 году в русских письменных источниках впервые появились слова «сашка», означавшее холодное оружие, позже в результате ассимиляций звук «С» слово обрело форму «шашка». Происходит от адыгского слова «сэшхо».

- в 1837 году абадзехи, шапсуги и натухайцы заявляют царю «…Мир и добрососедство между нами могут быть установлены лишь после того, как свои войска и крепости перенесете за реку Кубань»;

- в 1862 году Александр II утверждает план колонизации Северо-Западного Кавказа генерала Евдокимова, ставший официально политикой самодержавия, которому «…земля закубанцев нужна была, в них самих не было никакой необходимости»;

- 21-го мая 1864 года в районе Сочи, где ранее располагалось убыхское селение Кбаада (ныне Красная поляна), состоялся парад царских войск в честь окончания Кавказской войны, которая стала национальной катастрофой для адыгского этноса, потерявшего в ней погибшими или изгнанными более 90 процентов всего населения. Этот день утвержден в Адыгее, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Абхазии, а также в адыгском зарубежье Днем памяти жертв Кавказской войны и отмечается ежегодно;

- 22-го числа 1892 года родился известный ученый-лингвист Н.Ф. Яковлев, внесший большой вклад в научную разработку адыго-абхазских языков;

- 10-го числа 1885 года в а. Понежукай открыто одноклассное начальное училище. Оно было первым в аулах Екатеринодарского округа. Одновременно появляется такое же училище  в а. Хакуринохабль;

- В 1918 году при Советской власти впервые на адыгейском языке (на арабской графической основе ) выходит газета «Краснэ Кубань». Редактировал её адыг из Турции, долгое время занимавшийся в аулах Адыгеи просвещением на родном языке, Г. Тлецерук;

- 9-го числа 1912 года в а. Бжедухабль родился один из старейшин адыгских писателей Д. Костанов;

- 28-го числа 1931 года в а. Урупский родился писатель – лауреат Государственных премий СССР и России, народный писатель Адыгеи и Кабардино-Балкарии И. Машбаш;

- в 1928 году в г. Краснодаре создается Адыгейское национальное книжное издательство;

- 4-го числа 1936 года центр Адыгейской автономной области переносится в г. Майкоп;

- 19 – 22-го числа 1991 года в г Нальчике проходит 1 конгресс Международной Черкесской ассоциации.


Автор: Газий Чемсо.

Иллюстрация: Абдулах Берсиров. Серия Адыгский календарь: Возвращение с пахоты (Жъонэк1оихьажь).

© Фонд черкесской культуры "Адыги" им. Ю.Х. Калмыкова


 



сегодня
25 апреля 2024 года
 
В этот день
1920 г. – в Нальчике открыто первое врачебное учреждение.
Родились:
1913 г. – Юсуф Тлюстен, народный писатель РА, засл. работник культуры РФ.
1944 г. – Абубекир Кодзев, гармонист, засл. артист КБР.
1953 г. – Людмила Шереметова, народная артистка КБР, засл. артистка КЧР.
1954 г. – Сафарби Шхагапсоев, д-р биол. наук, проф. КБГУ, академик АМАН, гос. деятель.
Все новости
Набор в школу/ансамбль кавказского танца…
Дорогие друзья! До концерта "Выпусник…
Дорогие друзья! Рады сообщить вам,…
Дорогие участники второго стипендиального конкурса…
Афиша
- Ласковый ягнёнок двух маток сосёт
Вход для зарегистрированных пользователей
Забыли пароль?
вход
Регистрация