Черкесский календарь. Май

Вторник, 20 мая 2014 г.
Просмотров: 25175
Подписаться на комментарии по RSS

Черкесский календарь. Май

«Жъоныгъуак1» в переводе на русский означает «послепахотная пора». Есть другие названия «Гъэтхак1» - конец весны (по Ш.Ногмову) и «Огъу» - засуха. В связи с последним названием сохранилась такая притча. Один князь объявил, что отдает свою золотую арбу тому, кто назовет ее цену. Желая выиграть приз, многие люди с разных концов Черкесии прибывали в хьак1эщ – кунацкую князя, но, по его мнению, никто к ответу не приближался. Так шло время. И в один момент у князя появляется дочь одной бедной вдовы. Подчиняясь условиям конкурса, пришлось и ее послушать. И каково было удивление всех, когда ее ответ, что арба стоит три дождливых дня в мае, был принят князем как верный. И, бедная несколько мгновений назад, девушка выехала с княжеского двора на золотой арбе.

 

ОБРЯД «ВОЗВРАЩЕНИЕ ПАХАРЕЙ»

(Из книги С.Мафедзова «Обряды и обрядовые игры адыгов»)

 

Значительным событием в земледельческом быту адыгов в прошлом было благополучное завершение весеннее-полевых работ и возвращение с пахоты, которое отмечалось большим весенним праздником «Вак1уэихьэж», т.е. возвращение пахарей.

Главным персонажем и атрибутами торжеств были «ажегафа» (танцующий козел), «вак1уэ бэракъ» (знамя пахарей) и «вак1уэ ихьэж къэбакъ» (кабак возвращающихся пахарей).

К всенародному торжеству возвращения пахарей готовились всем аулом.

Особенное внимание старший из пахарей обращал на изготовление «Вак1уэ ихьэж къэбакъ». «Кабак» - это мишень из длинного шеста, к верхнему концу которого приделывали две перекладины (их длина – 80-100 см) крест-накрест.  К крестовине на штырях прикрепляли фигурки. Нижний же конец шеста плотно забивался в ступицу колеса. В таком положении колесо с «кабаком» неподвижно привязывалось ко дну арбы (гулъэгъу).

На торжествах, как и в поле, знамя пахарей занимало одно из главенствующих положений. При возвращении пахарей его укрепляли на первой арбе, где сидел старший пахарь и, которая возглавляла все шествие к аулу.

Замыкала процессию арба с мишенью – «кабак», за которой следовали лучшие стрелки. К нему приставляли специального человека, в обязанности которого входило постоянное раскачивание «кабака», чтобы труднее было целиться в фигурки. Затем, кто из стрелков сбивал с «кабака» какую-нибудь фигурку, награждался в соответствии с фигуркой, которую он сбил.

На протяжении всего пути от поля до аула ажегафа развлекал, смешил и веселил народ.

Приблизившись к аулу, арба со знаменем и старшим пахарем, а также несколько других арб с плугами, сворачивали на поляну перед аулом. А арба с «кабаком», которую с всевозрастающим азартом преследуют веселящиеся и стреляющие всадники, ажэгъафэ – вооруженный деревянными саблей и кинжалом, в сопровождении нескольких порожних арб, въезжала в аул.

Остановившиеся за селением пахари разбивали площадку для игрищ, окружали ее «глубокой бороздой, проводимой плугом». Это магический круг, через него, без разрешения тамады, никто не имел права переступить. Тамада сидит в своем шалаше, над которым развевается знамя, охраняемое почетной стражей из наиболее бдительных и искусных в беге юношей, у которых нелегко вырвать его.

Обходя все дворы селения и, получив достаточно подарков в виде всевозможных кушаний, процессия во главе с Ажэгъафэ направлялась за аул к шалашу старшего пахаря. Помимо этого, хозяйки домов аула приносили свои подарки.

Праздник возвращения пахарей продолжался несколько дней. За это время расходовались «горы яств». Как и у многих других народов, у адыгов перенасыщение и обильное угощение на празднествах символизировали желание подобного же изобилия на весь предстоящий год, получения богатых урожаев с полей. Во время торжеств адыги особенно усердно угощали бедных, одиноких, убогих, незнакомых, а также случайно оказавшихся на празднестве.

Перед закрытием празднеств кто-нибудь из всадников или пеших, используя суматоху, быстро подлетал к шалашу старшего пахаря, в котором нарочно оставляли только ленивцев, и подхватывал знамя. Народ с криками: «Украли знамя!» преследовал того, кто уносил знамя.

С исчезновением знамени приходит конец беззаботной жизни и главное – обильному, сытному и бесплатному угощению.

В Адыгее и Шапсугии полотнище знамени разрывали на кусочки. Иметь лоскутик от знамени пахарей считалось полезным. Его хранили дома. В Кабарде и Черкесии из-за знамени организовывали новую игру - «Унос знамени».

По историческим данным, празднество – возвращение пахарей последний раз проводилось в сороковых годах ХХ века.

 

В ЭТОМ МЕСЯЦЕ

  

  - в 1748 году в русских письменных источниках впервые появились слова «сашка», означавшее холодное оружие, позже в результате ассимиляций звук «С» слово обрело форму «шашка». Происходит от адыгского слова «сэшхо».

- в 1837 году абадзехи, шапсуги и натухайцы заявляют царю «…Мир и добрососедство между нами могут быть установлены лишь после того, как свои войска и крепости перенесете за реку Кубань»;

- в 1862 году Александр II утверждает план колонизации Северо-Западного Кавказа генерала Евдокимова, ставший официально политикой самодержавия, которому «…земля закубанцев нужна была, в них самих не было никакой необходимости»;

- 21-го мая 1864 года в районе Сочи, где ранее располагалось убыхское селение Кбаада (ныне Красная поляна), состоялся парад царских войск в честь окончания Кавказской войны, которая стала национальной катастрофой для адыгского этноса, потерявшего в ней погибшими или изгнанными более 90 процентов всего населения. Этот день утвержден в Адыгее, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Абхазии, а также в адыгском зарубежье Днем памяти жертв Кавказской войны и отмечается ежегодно;

- 22-го числа 1892 года родился известный ученый-лингвист Н.Ф. Яковлев, внесший большой вклад в научную разработку адыго-абхазских языков;

- 10-го числа 1885 года в а. Понежукай открыто одноклассное начальное училище. Оно было первым в аулах Екатеринодарского округа. Одновременно появляется такое же училище  в а. Хакуринохабль;

- В 1918 году при Советской власти впервые на адыгейском языке (на арабской графической основе ) выходит газета «Краснэ Кубань». Редактировал её адыг из Турции, долгое время занимавшийся в аулах Адыгеи просвещением на родном языке, Г. Тлецерук;

- 9-го числа 1912 года в а. Бжедухабль родился один из старейшин адыгских писателей Д. Костанов;

- 28-го числа 1931 года в а. Урупский родился писатель – лауреат Государственных премий СССР и России, народный писатель Адыгеи и Кабардино-Балкарии И. Машбаш;

- в 1928 году в г. Краснодаре создается Адыгейское национальное книжное издательство;

- 4-го числа 1936 года центр Адыгейской автономной области переносится в г. Майкоп;

- 19 – 22-го числа 1991 года в г Нальчике проходит 1 конгресс Международной Черкесской ассоциации.


Автор: Газий Чемсо.

Иллюстрация: Абдулах Берсиров. Серия Адыгский календарь: Возвращение с пахоты (Жъонэк1оихьажь).

© Фонд черкесской культуры "Адыги" им. Ю.Х. Калмыкова


 



сегодня
24 марта 2019 года
 
В этот день
ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ БОРЬБЫ С ТУБЕРКУЛЕЗОМ
1948 г. – Мухамед Шенкао, д-р филос. Наук, проф., академик АМАН, засл. деятель науки КЧР, засл. раб. высш. профессион. образования РФ.
1948 г. – Мухамед Арашуков, гос и полт. деятель КЧР.
1951 г. – Борис Хадзегов, засл. артист КБР.
1952 г. – Татьяна Шидакова, засл. журналист КБР.
1959 г. – Аслан Ципинов, фольклорист, этнолог, д-р филол. наук, проф., академик АМАН, засл. деятель науки КБР.
1960 г. – Тамара Нехай, адыг. певица, засл. артистка Абхазии, народная артистка Адыгеи, лауреат Межд. Кандуровской премии.
Все новости
Дорогие друзья! До концерта "Выпусник…
Дорогие друзья! Рады сообщить вам,…
Дорогие участники второго стипендиального конкурса…
О творчестве, о любимых книгах,…
Афиша
- Если один и тот же мужчина обманет тебя трижды - ты глуп, если в одну и ту же яму упадешь три раза - ты слеп
Вход для зарегистрированных пользователей
Забыли пароль?
вход
Регистрация